Пациент А, ребенок 4 года, обратился с задержкой речевого развития. Ребенок не говорит, на имя не откликается, обращенную речь не понимает. В туалет самостоятельно не ходит. При осмотре отмечается нарушение биомеханики шейных позвонков височно-нижнее-челюстного сустава. Учитывая наблюдения за такими детьми, я отметил, что у данных пациентов отмечается нарушение биомеханики костей лицевого и мозгового черепа в плоскостных измерениях. Допустим, если мы будем череп рассматривать в сагиттальной плоскости, можно учесть, что в проекции передней черепной ямки располагаются кости лобные, клиновидная, решетчатая, сошник, верхняя челюсть и нижняя челюсть, подъязычная кость, шейные позвонки. Этот комплекс костей и 19 мелких мышц отвечают за речь и интеллектуально-поведенческие действия. Сам механизм блока в передней черепной и средней ямке. Если тело разделить условно по плоскостям к примеру, череп, то можно в сагиттальной плоскости разделить на переднюю и заднюю части. При родовом процессе, когда череп встает к выходу и происходит резкий толчок схватки, то вставленная ось С0С1 смещается на уровень твердого неба, что приводит к смещению лобных костей и затем клиновидной кости. В последствии нарушается биомеханика передней и средней черепной ямки, что приводит к сдавливанию нервных стволов и к адгезий (спайка вещества и оболочек мозга). Всю силу плод локализует в твердом небе, чтобы сохранить своим напряжением в какой-то степени целостность передней и средней черепной ямки, чтобы не произошло окончательное травматическое сдавливание головного мозга. Это сила остается в твердом небе и приводит к дисфункции черепа, что нарушает биомеханику и создает задержку психоречевого развития. Спайки и компрессий лобной части приводят к психическим и поведенческим нарушениям. Спайки и сдавливания в средней черепной ямке приводят к нарушениям восприятия и интеллектуальным нарушениям воспроизводство речи и связыванию слов. Однозначно в остеопатической биомеханике всех костей очень большую роль играет клиновидная кость. Потому что она имеет связь со всеми костями черепа и является центральным звеном в биомеханической цепи свода лицевого черепа. Соответственно коррекцию дисфункции этой кости и каждую из костей можно добиться очень хорошего результата в нарушениях психо-речевого развития.