Каждая семья не может не испытывает радость при появлении в ней ребенка. Но часто мы забываем, что истинное начало жизни их ребенка происходит гораздо раньше, когда родители, как правило, еще об этом не подозревают. И в тот момент в утробе матери начинается новая жизнь, первый этап которой продлится 9 месяцев, в течение которого встретятся много трудностей. Все внешние и внутренние факторы, воздействующие на женщину, влияют и на плод. Среди них стрессы, заболевания, травмы на фоне имеющихся проблем со здоровьем у женщины. Поэтому для того, чтобы снизить риск родовой травмы, необходимо готовить женщину к родам во время всего срока беременности. Следующим этапом жизни ребенка является его переход из внутриутробной жизни во внешний мир. Родовая деятельность как для женщины, так и для плода - это рефлекторный акт, складывающийся из определенных этапов. При неблагоприятном течении беременности происходит некоторое нарушение процесса продвижения плода по родовым путям матери. И, как результат этого - родовая травма. От внутренних сил ребенка зависит время, в течение которого он адаптируется к окружающей обстановке и выйдет из родового стресса. Остеопатическая работа на данном этапе помогает убрать все напряжения, скопившиеся в теле новорожденного, тем самым высвобождая его внутренние ресурсы. По мере роста и развития ребенка может появиться беспокойство, особенно по ночам, которое часто связывают с прорезыванием зубов. Но на самом деле это могут быть сосудистые нарушения, в результате которых повышается внутричерепное давление. Происходит застой не только венозной крови, но и спинно-мозговой жидкости, что, в свою очередь, ухудшает приток артериальной крови ко всем структурам мозга. В этих случаях необходимо своевременное оказание остеопатической помощи, которая улучшит отток венозной крови от всех структур черепа и приток артериальной. К году ребенок начинает стоять и ходить. Стояние и ходьба являются сложными рефлекторными действиями. Когда ребенок начинает делать первые шаги, именно эта неустойчивая походка приводит к частым падениям и ударам, в т.ч. головой. Родители часто не обращают на это внимание, но ребенок может чуть позже об этом "заявить" изменившимся настроением и поведением. Важно прислушаться к этим изменениям. Остеопатия позволяет устранить последствия падений, ударов. И вот ребенок дорос до дошкольного возраста. Наряду с радостью от общения со сверстниками появляются частые простуды с насморком и кашлем. Многие дети начинают страдать аденоидитом. В этом случае недостаточно промываний и закапываний в нос. С остеопатической точки зрения, необходимо улучшить дренаж всех пазух и глубоких структур носа, создавая отток слизи, тем самым обеспечивая носовое дыхание, которое необходимо для очищения, согревания и увлажнения вдыхаемого воздуха. При отсутствии своевременного лечения увеличенные и воспаленные аденоиды являются тяжелым "грузом" для задней стенки глотки и вызывают венозный застой в голове и ухудшают артериальный приток, что сказывается на питании всех структур черепа, в т.ч. мозга. В результате этого, когда ребенка начинают готовить к школе, он не проявляет никакого интереса к занятиям, быстро устает даже от небольшой умственной нагрузки. Учась в школе, многие дети часто жалуются на головные боли, физическую и умственную усталость, непосильную нагрузку, нарушение внимания. Отрицательное воздействие оказывает на здоровье детей увлечение компьютерами, влияя не только на орган зрения, но и на электрическую активность мозга, приводя к повышенной нервной возбудимости. Остеопатическая работа помогает устранить негативные последствия этого. В переходный период перестраиваются все системы и органы. В этот период происходит интенсивный рост и очень часто происходит конфликт между меняющимся физическим телом и психикой. Как следствие этого - эмоциональные срывы, утверждение себя. Родители порой не понимают своих детей с их всплесками эмоций, часто негативных. Как часто мы забываем, что "наше тело - это дом нашей души". И не может "радоваться душа", когда плохо в "доме". Ребенок начинает нервничать, считает, что его никто не понимает, замыкается в себе или ищет отдушину вне дома. Задача родителей - помочь ребенку разобраться в себе и в окружающем мире. И если организм не может справиться сам - на помощь приходит остеопатия, которая позволит внести гармонию в тело, делая его комфортным для хрупкой юношеской души. Вдобавок к этому - длительное сидение во время уроков в школе и дома во время выполнения домашних заданий. Утомленные мышцы не выдерживают, закручивая тело, вызывая нарушение осанки и, как следствие этого, боли в спине. Остеопатическая работа помогает устранить эти проблемы. Мы, родители, в ответе за здоровье наших детей. Остеопатическая работа помогает растущему организму адаптироваться к меняющимся условиям внутренней и внешней среды. Повышенная чувствительность рук остеопатов позволяет не только выявить имеющиеся в организме проблемы, но и устранить их, тем самым, защитив организм от возможных болезней. Остеопатия - это "путь к здоровью", но чтобы выйти на него необходимо Ваше желание. "Мы не лечим причину, мы лечим организм" . На вопросы отвечает врач детский остеопат До того как стать врачом-остеопатом, вы работали детским невропатологом. Почему вы пришли в остеопатию? Работая с детьми, я хорошо видела, что препараты, назначаемые невропатологом, часто облегчают страдания только на момент прохождения лечебного курса. Но стоит прекратить прием лекарств, как боли возвращаются. Например, головная боль у ребенка может быть вызвана особенностью расположения височных костей. Препараты, назначенные невропатологом, бесполезны, пока не будет уравновешено давление мозговых оболочек, боль не исчезнет. А остеопату достаточно только поработать на оболочках мозга, убрать натяжения, и у ребенка проходят головные боли. Своими техниками остеопаты могут решить очень многие проблемы у детей, имеющие под собой анатомическое основание, в том числе, косоглазие. - При каких еще заболеваниях маленьким детям может помочь остеопатия? При нарушениях желудочно-кишечного тракта. Врач-остеопат может влиять на ряд черепных нервов, отвечающих за функцию желудочно-кишечного тракта. Работая на крестце, мы можем влиять на все тазовые органы. Остеопатия хороша при лечении энурезов. Когда детишки начинают ходить, то часто падают и приземляются на попу. В этом случае возникает блок крестца и подвздошных костей. А там как раз проходит иннервация толстого кишечника. Очень часто из-за этого у детей появляются запоры. И вот, нормализуя кинетику крестца, ослабив его блок между подвздошными костями и пятым поясничным позвонком, мы усиливаем перистальтику кишечника. Или взять проблемы желчевыводящих путей. Если есть ограничение подвижности связок печени, и ограничение диафрагмы с одной стороны, если нарушен отток желчи из желчного пузыря, то будут возникать дискенизии. Я могу расслабить все связки печени, увеличить ее подвижность и тогда печень сможет без помех выполнять движения сжатия-расширения, чтобы собирать кровь и очищать ее. И если она это хорошо выполняет, то нет смысла давать ребенку желчегонные препараты. Его организм сделает это сам, и сделает мудрее. При задержке речевого развития мы можем влиять на затылочную кость, на ход подъязычного нерва в мышечном канале, и таким образом хорошо влиять на речевую функцию. Но я хочу подчеркнуть, что остеопатия - не волшебство, и есть определенные условия, когда остеопатия не может помочь. - Многие родители жалуются на то, что после прививок детям становится хуже, и они долго не могут выкарабкаться из того болезненного состояния, в которое их "вогнали" прививки. Каково, по вашему мнению, воздействие прививок? Если ребенок изначально здоров, то он справится с любой прививкой. Для этого ему нужно какое-то время, чтобы адаптироваться и вывести вредные продукты из организма. Но у нас практически нет здоровых детей. Отказаться от прививок не позволяет эпидемиологическая обстановка. Мы вынуждены прививать и от дифтерии, и от полиомиелита, и от всего остального. Но мы, остеопаты, очень хорошо видим повреждающий фактор от этих прививок. Происходит очень сильная компрессия черепа и в результате - сильное напряжение оболочек мозга. Они начинают сдавливать отверстия черепа, которые выводят кровь, при этом нарушается метаболизм центральной нервной системы. Поэтому, если ребенок после прививки в первую неделю попадет на сеанс остеопата, то повреждающие последствия прививки будут скомпенсированы. - С какого времени лучше начинать лечение? Чем раньше, тем лучше. У меня есть пациенты, лечение которых началось во время беременности. Я их веду во время беременности, подготавливаю к родам. Поработав на матке и улучшив ее кровообращение, я могу уже внутриутробно влиять на ребенка, улучшать его гипоксию. Меня часто приглашают прямо в роддом. Сейчас есть семейные роды и мамы находятся в отдельной палате. Роды - это тяжелейший стресс для ребенка. И если при этом даже просто уравновесить его нервно-вегетативную систему, то ему будет значительно легче. Чем дольше ребенок остается один на один со своими проблемами, тем дольше и сложнее лечение. Есть большая группа функциональных нарушений, исправить которые в нашей власти. И чем раньше ребенок с этими проблемами к нам обращается, тем раньше эти проблемы уходят. Например, если остеопат поработает с позвоночником ребенка в тот момент, когда идет его формирование, то позвоночник и сформируется нормально. Если же обращение состоится, когда ребенку исполнится 15 лет, то к этому времени у него уже будет хороший сколиоз. - Какова частота и длительность процедур у детей? У детей процедура длиться 20-25 минут. Как правило, один раз в неделю. С детьми старшего школьного возраста занятия - один раз в две недели. Количество процедур - индивидуально. Все зависит от динамики. Учитывая то, что дети обладают великолепной компенсаторской способностью, иногда хорошо отпустить ребенка на какое-то время. Я, например, отпускаю на два месяца, через два месяца мы встречаемся, и я вижу, что некоторые проблемы ушли сами собой, потому что запустился компенсаторный механизм. То есть, врач-остеопат на сеансе убирает препятствия для хорошего кровообращения, для хорошего тока ликвора, а организм дальше начинает работать сам. - Различаются ли техники, применяемые в остеопатии, при лечении детей различного возраста? Остеопатия состоит их трех структур: краниосакральная терапия, структуральная остеопатия, которая больше похожа на мануальную терапию и висцеральная остеопатия. У детей до 5 лет не надо применять структуральную и висцеральную остеопатию, достаточно краниосакральной терапии. У старших детей надо работать на органах. - Могут ли дети чувствовать, что сними происходит во время сеанса врача-остеопата? Когда мы работаем с висцеральными или структуральными техниками, то ребенок хорошо ощущает движение пальцев. Да и сами они внешне хорошо заметны - идет чисто механическое воздействие. Краниосакральные техники при работе с детьми со стороны практически незаметны. Ведь швы черепа у детей очень маленькие и чтобы влиять на них, нужны совсем незначительные движения. Иногда говорят, ну что доктор делает - положил руки на голову, закрыл глаза и о чем-то думает. Со стороны действительно выглядит так. Но дети их очень хорошо чувствуют. Старшие дети могут рассказать, что с ними происходит. Маленькие, конечно нет. - Как дети воспринимают лечение? Лечение очень приятное. Дети с удовольствием его принимают, с удовольствием посещают процедуры и всегда спрашивают, когда мы придем еще раз. Многие родители отмечают, что дети после посещения остеопата, начинают лучше учиться. Это происходит из-за того, что мозг стал лучше получать кислород и питательные вещества. Часто родители говорят, что у ребенка меняются глаза. Глаза просветляются из-за того, что улучшается метаболизм тканей.