КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ ЛЕЧЕНИЯ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Я хотел бы привести пример не совсем обычный для повседневной практики остеопата, но довольно наглядно иллюстрирующий нестандартные ситуации, с которыми нам приходится сталкиваться, а также побочные эффекты, а точнее механизмы возникновения повреждений, при некорректном использовании методов ортопедического лечения. Ко мне обратились родители девочки К. 3,5 лет с жалобами на то, что их ребенок отстает в речевом развитии, а точнее не говорит вообще. Кроме того, они отмечали излишнюю возбудимость ребенка, а также проблемы с засыпанием. При опросе стало известно, что ребенок родился от запланированной беременности, которая протекала без осложнений. Роды начались в срок и протекали также без особенностей. Родилась девочка. Рост 51см., вес 3200 гр. Девочка сразу закричала, охотно взяла грудь. Находилась на грудном вскармливании до 1 года. В первый год жизни росла и развивалась без отставаний. В шесть месяцев при плановом осмотре ортопедом было обнаружено недостаточное разведение ножек и асимметрия ягодичных складок. Проведенное ультразвуковое исследование подтвердило диагноз: дисплазия тазобедренных суставов. Диагноз, надо сказать, довольно распространенный в наших не богатых солнцем широтах. При этом лечение этого заболевания достаточно эффективно. Обычно родителям рекомендуют широкое пеленание или подушку Фрейка, а также электрофорез на пояснично-крестцовую область. Остеопатический метод лечения заключается в устранении подвывихов поясничных позвонков и крестца, а также в центрации головок бедренных костей в суставных ямках таза, и в назначении ряда специальных упражнений, которые могут проводить с ребенком сами родители. Нашей пациентке было назначено ортопедическое лечение. Через три месяца врачи констатировали выздоровление и родители забыли о том, что проблема когда-то существовала. Однако когда девочке исполнился год и три месяца, и она стала уверенно ходить, родители отметили, что у ребенка какая-то странная походка: она ходила как уточка вперевалку. Они снова обратились в тоже учреждение, в котором уже проходили лечение. Врачи осмотрели девочку и сказали, что у нее выраженная дисплазия тазобедренных суставов, которую не долечили в первый раз. Так как другой альтернативы не было, назначили постоянное ношение в течение 3 месяцев специальной шины, которая делает полностью невозможным движение ножек. При этом ребенок-то уже ходил, а, как известно, движение в этом возрасте самый необходимый элемент развития ребенка, и любой его дефицит моментально приводит к отставанию в развитии. Так и произошло. Через неделю ношения шины ребенок замолчал. Следует отметить, что до этого речевое развитие девочки соответствовало возрасту. Кроме того, появилась гипервозбудимость, агрессивность. И родители заметили еще одну интересную деталь: ребенок перестал плакать. То есть при падениях, травмах, которые нередко случаются в этом возрасте, девочка могла даже смеяться. Через три месяца лечение дисплазии тазобедренных суставов было снова успешно завершено, и началась эпопея лечения задержки речевого развития, которая закончилась ничем, поскольку врачи не могли точно определить ее причину. Как очень часто бывает в таких случаях, родители стали искать хоть кого-нибудь, кто объяснил бы им, что происходит с ребенком, и как-нибудь изменил ситуацию. Таким врачом оказался остеопат. Я не хочу этим сказать, что остеопатия так всемогуща. Просто основное направление остеопатии - раннее выявление и профилактика заболеваний, то есть вмешательство в тот момент, когда еще нет грубых проявлений заболевания, но уже есть изменения в организме, которые к ним приведут. При обследовании у девочки был выявлен сильнейший спазм всех структур тела, включая краниосакральную систему, которая является основным компонентом, объединяющим все органы тела в единое целое. Также я отметил наличие смещений поясничных позвонков, крестца и тазовых костей, что позволило констатировать, что лечение дисплазии тазобедренных суставов еще не завершено. На первом сеансе я постарался немного ослабить существующее напряжение в краниосакральной системе. Мои пальпаторные ощущения показали, что мне это удалось, при этом эффект увидели и родители: спокойно лежащая до этого девочка заплакала. Нужно сказать, что лечение не было легким и потребовалось около 10 сеансов, чтобы привести все ее структуры в нормальное состояние. Девочка стала говорить, но существующее отставание пришлось корректировать занятиями с логопедом. В заключение хочу еще раз напомнить, что не нужно ждать, пока болезнь разовьется и примет угрожающий характер. Тогда уже никакие врачи не смогут с ней справиться полностью. Гораздо разумнее принять понятие профилактики как элемент общей культуры, и тогда можно жить долго и не болеть.